Усилия, воспринимаемые ходовыми частями при движении по железнодорожному пути, передаются на раму вагона, опирающуюся на тележки. На раму вагона оказывают воздействие и внешние силы, приложенные к кузову, а также сосредоточенные силы, передаваемые ударно-тяговыми приборами (автосцепкой).
Рама вагона является основанием кузова и несущей конструкцией, состоящей из жестко связанных между собой продольных и поперечных балок. К раме крепятся ударно-тяговые приборы и тормозное оборудование.
Вагоны имеют металлическую сварную раму (рис 151) со специальными усиливающими элементами: хребтовой балкой 2, воспринимающей продольные силы Тс, и шкворневыми балками 1, передающими нагрузки на тележки вагона и воспринимающими реакцию пути R. По торцам хребтовой балки размещены концевые поперечные (буферные) балки 5, в средней части — промежуточные поперечные балки 4. Концевые и промежуточные поперечные балки связаны продольными боковыми балками 5, являющимися также нижними элементами боковых стен кузова. В концевых частях полых хребтовых балок размещаются ударно-тяговые приборы, а к середине шкворневых балок снизу крепятся пятники с отверстиями для шкворня и скользуны. Пятник опирается на подпятник надрессорной балки тележки, который поворачивается на шкворне относительно кузова.
Рис. 151. Схема рамы и кузова вагона:
1 — шкворневые; 2 — хребтовые; 3 — буферные, 4 — поперечные; 5 — боковые балки
Форма кузова вагона зависит от его назначения и различна по конструкции. Боковые стены опираются на раму, имеют стальную обрешетку, к которой прикрепляется деревянная или металлическая (в цельнометаллических вагонах) обшивка.
Наибольшее распространение получили кузова, имеющие металлическую обрешетку стен, жестко связанных с рамой вагона и вместе с ней составляющих несущую конструкцию, т. е. работающих под действием вертикальных, сжимающих и растягивающих сил. В современных пассажирских цельнометаллических вагонах боковые стены, пол и крыша являются несущими элементами. Для придания большей жесткости стенам вагона их изготовляют из гофрированных полос стали. Изотермические вагоны, шести- и восьмиосные полувагоны и некоторые другие делают с цельнометаллическими кузовами.