Сортировочными являются станции, служащие для массового расформирования и формирования грузовых поездов. Здесь перерабатывают транзитные и местные вагонопотоки со сходящихся направлений и формируют поезда, идущие на большие расстояния без переработки на попутных станциях. Кроме того, на сортировочных станциях формируют участковые, сборные н передаточные поезда, следующие на грузовые станции.
Рис. 195. Схема односторонней сортировочной станции
Сортировочные станции устраивают в районах массовой погрузки или выгрузки грузов, на подходах к крупным промышленным центрам, в узловых пунктах железных дорог, где имеет место значительное сосредоточение вагонопотоков.
В пределах сортировочной станции главные пути для пропуска пассажирских поездов можно располагать по одну сторону станции или они могут быть объемлющими по отношению к ней. При этом каких-либо устройств для обслуживания пассажиров и для грузовых операций на сортировочных станциях обычно не устраивают, за исключением платформ и павильонов для посадки и высадки пассажиров. На сортировочных станциях сооружают парки приема и отправления поездов, сортировочные парки с горками, локомотивные и вагонные депо для ремонта подвижного состава.
Различают сортировочные станции с параллельным, последовательным и комбинированным расположением парков приема, сортировки и отправления поездов.
По числу сортировочных систем (комплектов) станции могут быть Односторонними и двусторонними. Двусторонние имеют две системы сортировочных устройств, каждая из которых перерабатывает вагоны определенного (четного или нечетного) направления. На односторонних станциях в сортировочном парке перерабатываются вагоны обоих направлений.
По способу производства маневров сортировочные станции разделяют на горочные и безгорочные.
Наиболее прогрессивными из односторонних станций являются горочные станции с общими парками приема и отправления поездов для всех примыкающих линий (рис. 195). Как следует из схемы, транзитные грузовые поезда обоих направлений принимают соответственно на пути Тр1 и Тр2 общего парка отправления, где выполняют техническое обслуживание, ремонт вагонов и смену локомотивов. Нечетные и четные грузовые поезда, подлежащие переработке, принимают в парки приема П1 и П2, где осуществляют отцепку и уборку поездных локомотивов в депо, операции по подготовке составов к расформированию и надвиг их на сортировочную горку.
После роспуска составов с горки в сортировочном парке С происходит процесс накопления и формирования составов. По завершении формирования готовые составы переставляют в парки отправления О1 и О2. После подачи и прицепки поездного локомотива и пробы автотормозов поезда отправляют по назначению.
Перерабатывающая способность односторонних сортировочных станций достигает 6 тыс. вагонов в сутки при необходимости иметь большую перерабатывающую способность рекомендуется сооружать двусторонние станции (рис. 196). Для поездов нечетного направления, прибывающих в переработку, на станции имеются парк приема П1 сортировочная горка и сортировочный парк С1 для отправления поездов своего формирования и пропуска транзитных поездов нечетного направления — парки О1 и Тр1.
Аналогичные парки П2, С2, О2, Tp2 предусматриваются и в другом направлении.
Кроме этих устройств, на сортировочной станции размещают локомотивное Лх и вагрниое Вх хозяйства.
Нечетные грузовые поезда, поступающие в переработку, прибывают в парк П1, где их подготавливают к расформированию. Эта работа облегчается тем, что документ, по которому расформировывают поезда (сортировочный листок), составляют на основе данных о вагонах и их назначении, получаемых заблаговременно по телетайпу и уточняемых по прибытии поезда. В парке П1 выполняют техническое обслуживание и коммерческий осмотр. При этом выявляют неисправные вагоны, требующие подачи к месту производства ремонта. По окончании операций по прибытию состав из парка П1 надвигают маневровым горочным локомотивом на горб сортировочной горки по направлению к парку С1 и осуществляют роспуск предварительно расцепленных вагонов на соответствующие пути сортировочного парка С1.
Маршрут движения вагона (отцепа) на определенный путь парка С1 подготавливает с помощью горочной автоматической централизации стрелок дежурный горочный оператор путем предварительного набора маршрутов по сортировочному листку.
В процессе накопления вагонов формируют составы, в необходимых случаях выполняют техническкй и коммерческий их осмотр, устраняют неисправности и ремонтируют вагоны. Сформированный состав переставляют из парка С1 на пути парка О1 где после производства операций по отправлению, подачи, прицепки поездного локомотива и пробы автотормозов поезд отправляют.
Рис. 196. Схема двусторонней сортировочной станции
Транзитные поезда нечетного направления прибывают в парк отправления О1 на специальные пути Тр1 где их подвергают техническому обслуживанию, коммерческому осмотру и безотцепочному ремонту. В этом же парке происходит смена локомотивных бригад и поездных локомотивов. Отсюда поезд отправляется дальше. Таков же порядок работы и сортировочной системы четного направления.