Основная задача планирования и организации пассажирских перевозок состоит в удовлетворении потребностей населения в передвижении при высокой культуре их обслуживания на вокзалах и в поездах.
Планы пассажирских перевозок разрабатывают на перспективу и на год с разбивкой по кварталам.
В перспективных планах устанавливают объем перевозок в пасса-, жиро-километрах на основе анализа отчетности о выполненных перевозках за прошедший период, данных о росте населения, развитии народного хозяйства, в том числе о строительстве новых городов и поселков, железных дорог, расширении сети курортов и домов отдыха и т. д.
Учитывают и такие факторы, как массовые организованные перевозки пассажиров на выставки, а также туристов и учащихся, удельный вес междугородных и пригородных перевозок пассажиров другими видами транспорта.
При планировании перевозок определяют пассажиропотоки по направлениям и периодам года, а для пригородного движения и по месяцам, дням и часам суток. Для этого используются данные обследований пассажиропотоков.
Годовые планы перевозок разрабатывают более детально. МПС устанавливает контрольные цифры этих планов по сети на предстоящий год и объявляет их дорогам. С учетом этих цифр управления дорог составляют проекты планов перевозок пассажиров. МПС рассматривает эти проекты, составляет проект сводного плана перевозок пассажиров по сети и представляет его в Госплан СССР.
После утверждения государственного плана перевозок МПС сообщает дорогам задания по пассажирообороту на планируемый год по видам сообщений с указанием количества пассажиров и средней дальности перевозок.
Пассажирские поезда делятся на три группы: дальние, следующие на расстояние свыше 700 км, местные—до 700 км и пригородные—до 150 км.
Дальние и местные поезда в зависимости от скорости движения и количества остановок подразделяются на скорые и пассажирские.
К скорым относятся поезда, следующие с высокими скоростями и имеющие остановки только на больших станциях. Комфорт для пассажиров и скорость до 200 км/ч обеспечат суперэкспрессы ЭР200 и РТ200, которые будут курсировать на линии Ленинград — Москва.
Пассажирские поезда следуют с меньшей скоростью и останавливаются на всех или на большинстве станций. Перевозка почты и багажа осуществляется в специальных вагонах, включаемых в скорые, пассажирские и почтово-багажные поезда.
При составлении расписания отправление дальних поездов с начальных пунктов назначают, как правило, в вечернее время, а прибытие на конечные пункты — в утреннее. Расписание местных и пригородных поездов стремятся сделать удобным для основной категории пассажиров, увязывая его с часами работы предприятий и учреждений.
Наибольший удельный вес в общем объеме пассажирских перевозок занимают пригородные перевозки. Характерными особенностями этих перевозок являются необходимость частых остановок для посадки и высадки пассажиров и значительная неравномерность движения по периодам года, часам суток и дням недели.
На пригородных линиях со значительными пассажиропотоками для удобства пассажиров применяют так называемое зонное движение. При этом линию по длине разбивают на несколько частей—зон. Пассажиры второй зоны едут в поезде, не имеющем остановок в пределах первой зоны; пассажиры третьей зоны проезжают без остановок предыдущие две зоны. Это значительно сокращает время нахождения пассажиров в пути и улучшает использование подвижного состава.
На пригородных линиях с небольшими размерами пассажирского движения, где применение электротяги может оказаться экономически не оправданным, используют дизель-поезда и автомотрисы.
Устройства для обслуживания пассажиров должны обеспечивать максимальные удобства им.
Это учитывается, в частности, при проектировании вокзалов (рис 216) и планировке вокзальных помещений (рис 217).
Для удобства пассажиров проводится предварительная продажа билетов с доставкой на дом, причем не только в городах, но и на промежуточных станциях пригородных зон; практикуется оформление билетов на дальнейший путь следования непосредственно в поездах. На крупных вокзалах внедрена система диспетчерского руководства продажей билетов. Билетные кассиры включаются в диспетчерскую сеть центрального пункта, пользуясь при необходимости переносными аппаратами громкоговорящей трансляционной связи. Внедряется автоматизированная система «Экспресс» для резервирования, учета мест и продажи билетов на поезда дальнего следования. Эта система может обработать в сутки заказы на 200 тыс. мест в поездах с затратой на обслуживание одного пассажира 45—75 с. Электронно-вычислительная машина определяет стоимость проекта, ведет учет свободных мест в- поездах и выдачу билетов. Билетный кассир с помощью электрического карандаша набирает на клавише пульта необходимые данные и нажимает клавишу исполнения. Через несколько секунд система выдает ответ. Оформление билетов также автоматизировано.
Рис. 216. Железнодорожный вокзал
Рис 217. Пример планировки вокзала:
а — план первого этажа, б — план второго этажа; 1 — операционный зал; 2 — касса; 3 — багаж, 4— почта; 5 — камера хранения, 6 — буфет; 7 — парикмахерская; 8 — помещение дежурного по вокзалу, 9 — служебное помещение, 10 — зал ожидания; 11 — зал для пассажиров с детьми, 12 — ресторан; 13 — подсобные помещения ресторана; 14 — медпункт; 15 — навесы над выходами на платформу; 16 — навес над платформой
Ускорению и улучшению обслуживания пассажиров способствует применение различных машин и автоматов в хозяйстве пассажирской службы. К их числу относятся билетопечатающие и билетовыдающие машины, электрические компостеры, автоматические справочные установки по вопросам расписания движения поездов и условиям проезда, телевизионные установки. Для удобства пассажиров на ряде станций — пунктах стыка различных видов транспорта — созданы объединенные вокзалы, обслуживающие пассажиров железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта.