Безопасное следование поездов на линиях метрополитенов обеспечивается соблюдением установленных габаритов подвижного состава, приближения строений и оборудования ( рис. 236).
Габарит подвижного состава, за пределы которого не должна выходить ни одна часть его, имеет ширину 2700 мм и высоту 3700 мм.
Габарит приближения оборудования представляет собой предельное, поперечное, перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого не должны размещаться никакие части оборудования, за исключением устройств, непосредственно взаимодействующих с подвижным составом [контактный рельс, скоба путевой части автостопа, путевые программы (устройства) автоматического управления движением поездов].
Габарит приближения оборудования устанавливается исходя из основных размеров обращающихся вагонов и учитывает боковые и вертикальные колебания их при движении, допустимый износ ходовых частей и рельсового пути и другие возможные отклонения от нормы. В соответствии с ПТЭ метрополитенов возвышение рабочей поверхности контактного рельса над уровнем головок ходовых рельсов составляет 160 мм, а расстояние от оси контактного рельса до внутренней грани головки ближайшего ходового рельса 690 мм.
Габарит приближения оборудования выше точек а и б (см. рис 236) является одновременно и габаритом приближения подвижного состава.
Рис. 236. Схема совмещенных габаритов подвижного состава, приближения строений и оборудования для тоннелей кругового очертания иа перегонах:
1 — габарит приближения строений; 2 — габарит приближения оборудования и одновременно на очертании а — б — габарит приближения подвижного состава; 3 — габарит подвижного состава; 4 —служебная дорожка; 5 — для установки автостопа; 6 — бетонное основание; 7 — габарит контактного рельса; 8 — уровень пола платформ
На метрополитенах СССР установлены габариты приближения строений для однопутных перегонных тоннелей кругового очертания (см. рис 236) и однопутных и двухпутных тоннелей прямоугольного очертания (рис 237, а) для прямых участков пути. Внутрь этих габаритов не должны заходить никакие части сооружений и строительных конструкций.
В нижней, правой по ходу поезда, части габарита, противоположной контактному рельсу, имеется выступ для размещения служебной дорожки, по которой проходит обслуживающий персонал.
Рис. 237. Габариты приближения строений:
а — на перегонах для тоннелей с вертикальными стенками и Для надземных участков; б — на- станциях; 1 — для колонн, 2— для стен; 3 — для перил на мостах и для подпорных стен на наземных линиях 4 — служебная дорожка; 5 — при путевом бетонном слое, 6 — при щебеночном балласте; 7 — для стен и колонн, 8 — для стен служебных помещений
Расстояние 2450 мм от оси пути на рис. 237, а предусмотрено для перил на мостах и подпорных стен на наземных участках линий метрополитенов.
В габарите приближения строений для станций (рис. 237, б) учитывается место для размещения пассажирской платформы. Высота платформы от уровня верха головки рельса должна быть 1100 мм. В этом же габарите расстояние от оси пути до стены принимается 1800 мм, т. е. на 100 мм меньше, чем в перегонных тоннелях, что объясняется относительно малыми скоростями движения в пределах станции.
Расстояние между осями путей метрополитена с учетом требований габаритов должно быть не менее, мм:
На перегонах двухпутных линий на прямых участках:
в тоннелях 3400
на мостах и эстакадах 3700
иа наземных участках 4000
В пунктах оборота составов 4000
Для парковых и прочих станционных путей:
при обращении подвижного состава метрополитенов 4200
то же подвижного состава обшей сети железных дорог 4800
На кривых участках по условиям вписывания подвижного составе расстояния между осями смежных путей и между осью пути и габаритами приближения строений и оборудования устанавливается в зависимости от радиуса кривых и возвышения наружного рельса над внутренним.