Механическая передача подобна автомобильной: она состоит из шестеренчатой коробки скоростей, реверсивного устройства и муфты сцепления. Эта передача проста по устройству и имеет высокий к. п. д. Однако при переключении скоростей возникает резкое падение и последующее возрастание силы тяги, что вызывает сильные рывки в составе. Поэтому механическая передача применяется лишь в мотовозах, автомотрисах и дизельных поездах сравнительно небольшой мощности.
Гидравлическая передача не имеет недостатков, присущих механической передаче, она дешевле и проще электрической.
Основными элементами гидравлической передачи являются гидротрансформаторы и гидромуфты. Оба эти агрегата представляют собой сочетание центробежного насоса, соединенного с валом двигателя и гидравлической турбины, работающей за счет энергии струи жидкости, нагнетаемой насосом.
Принцип работы гидравлической передачи основан на использовании кинетической энергии жидкости, т. е. передача энергии осуществляется за счет динамического напора рабочей жидкости.
Рис. 114. Принципиальная схема гидропередачи
Принципиальная схема гидропередачи приведена на рис. 114. Вал 1 центробежного насоса 2 соединен с валом ведущего двигателя. При работе двигателя насос засасывает жидкость по трубе 10 из камеры 9 и подает ее через направляющий аппарат по трубе 3 к турбине 4, вал 5 которой связан с приводным механизмом. Жидкость из турбины по трубе 6 попадает в камеру 7, которая соединена с всасывающей камерой 9 трубой 8. Из камеры 9 жидкость снова засасывается центробежным насосом и повторяет описанный выше путь. В гидромуфте или гидротрансформаторе насосное колесо получает вращение от вала дизеля, а турбинное колесо вращается за счет энергии потока рабочей жидкости, нагнетаемой рабочим колесом.
Гидравлическая передача тепловоза может включать несколько гидротрансформаторов и гидромуфту или гидротрансформатор и несколько гидромуфт, причем каждый из этих агрегатов работает в определенном диапазоне скоростей.
В Советском Союзе выпущены опытные образцы и отдельные серии тепловозов с гидравлической передачей (поездные — ТГ102, ТГ16, ТГП50, маневровые — ТГМі, ТГМЗ, ТГМ5, ТГМ6 и др.).