Электрическая передача является наиболее распространенной. Принципиальная схема работы тепловоза с электрической передачей заключается в следующем. Коленчатый вал дизеля вращает якорь тягового генератора; генератор вырабатывает постоянный электрический ток, который поступает в тяговые электродвигатели. Вращение их якорей посредством тяговых редукторов передается движущим колесным парам.
Тяговый генератор постоянного тока преобразует механическую энергию дизеля в электрическую; кроме того, он используется для пуска дизеля. В этом случае генератор работает в качестве электродвигателя с питанием от аккумуляторной батареи.
Тяговые электродвигатели преобразуют электрическую энергию в механическую. Каждая колесная пара имеет индивидуальный привод от своего тягового двигателя. Подвеска электродвигателей на тепловозе ТЭЗ, как и на других тепловозах (кроме тепловозов ТЭП60, ТЭП70), опорно-осевая.
Применение двух ступеней ослабления возбуждения g помощью шунтирующих резисторов расширяет интервал скоростей, при котором используется полная мощность дизель-генераторной установки.
На тепловозе установлен двухмашинный агрегат, вал которого получает вращение от дизеля через редуктор. Он состоит из возбудителя и вспомогательного генератора.
Возбудитель служит для питания обмотки возбуждения тягового генератора. Вспомогательный генератор питает обмотку независимого возбуждения возбудителя, цепи управления., освещения и вспомогательные электродвигатели, а также служит для зарядки аккумуляторной батареи.
Аккумуляторная батарея необходима для питания цепей управления и освещения при неработающем дизеле, а также генератора в период пуска дизеля.
В число электрических аппаратов тепловоза входят: контакторы, реле, регуляторы, контроллер, реверсор и пр.
Управление тепловозом осуществляют контроллером, расположенным на пульте машиниста. Контроллер имеет главную рукоятку для включения электрических цепей управления и регулирования частоты вращения вала дизеля, а также реверсивную рукоятку для изменения направления движения тепловоза. У главной рукоятки тепловоза ТЭЗ 16 рабочих положений, каждому из которых соответствует определенная частота вращения вала дизель-генератора. Реверсивная рукоятка имеет два рабочих положения «Вперед» и «Назад», а также среднее. Этой рукояткой машинист поворачивает вал реверсора, изменяя направление тока в обмотках возбуждения тяговых электродвигателей, а следовательно, и направление движения тепловоза.