Диспетчерская централизация представляет сочетание автоблокировки с релейной централизацией стрелок и сигналов станций участка, управляемых из одного пункта поездным диспетчером. Все операции па приему и отправлению поездов со станций участка производит диспетчер, а регулирование следования поездов по перегонам совершается автоматически по сигналам автоблокировки. Диспетчерская централизация (ДЦ) позволяет повысить пропускную способность, участковую скорость и безопасность движения поездов, а также сократить штат на 50—60 чел. на каждые 100 км. Благодаря этому ДЦ получила широкое применение.
На диспетчерском пункте (в отделении дороги) установлена управляющая аппаратура, соединенная с промежуточными станциями участка двухпроводной линейной цепью (рис. 179). Аппараты управления бывают двух типов: пульт-табло, на котором дано желобковое табло, схемы участка со световой индикацией и установлено кнопочное управление; отдельное выносное табло и кнопочный манипулятор, с помощью которого диспетчер, не вставая с места, может набирать маршруты для всех станций участка. Для автоматической записи проследования поездов используется печатающий поездограф, имеются секции связи.
Станции участка, кроме обычной релейной централизации, оборудованы линейными кодовыми ячейками для приема от диспетчерского поста управляющих кодовых приказов и посылки известительных (контрольных) кодов.
На железных дорогах СССР применяют диспетчерскую централизацию частотного кода (ЧДЦ), где приказы передаются кодами различной частоты. Система характеризуется быстродействием, получаемым благодаря передаче кодов без интервалов, и применением совершенной аппаратуры на полупроводниках; она дает возможность управления 18 станциями.
В качестве типовой принята диспетчерская централизация системы «Нева», пригодная для применения на участках с любым видом тяги и различной грузонапряженностью. Аппаратура выполнена на бесконтактных полупроводниковых элементах. Управляющие приказы передаются по мере надобности, а контроль положения объектов осуществляется непрерывно. Разработана новейшая ДЦ системы «Луч».
При диспетчерской централизации предусмотрено также резервное и местное управление стрелками и сигналами. Резервное управление применяют в том случае, когда вследствие повреждения кодовой части централизации диспетчер теряет управление объектами данной группы. При этом по распоряжению поездного диспетчера на дежурство вступает начальник станции или разъезда, и ему передается управление стрелками и сигналами с помощью особых пультов резервного управления.
Рис 179. Схема диспетчерской централизации
При необходимости прицепить или отцепить вагоны от сборного поезда на промежуточной станции поездной Диспетчер по запросу поездной бригады может передать стрелки на местное управление. У стрелочных электроприводов расположены металлические ящики, в которых размещена контактная система, управляемая специальным ключом. Этот ключ хранится в телефонном ящике, установленном на мачте светофора, в колонке или на маневровом щитке стрелочной будки, и может быть изъят только с разрешения диспетчера.
Большие станции, на которых по характеру и объему работы необходимо постоянное руководство дежурного по станции, в диспетчерскую централизацию обычно не включаются.