Тепловоз (рис. 106) состоит из следующих основных частей: первичного двигателя, передачи, экипажа и вспомогательного оборудования.
Первичным двигателем на тепловозе является дизель. Чтобы привести во вращение колесные пары тепловоза от вала дизеля, требуется специальная передача. Если вал дизеля непосредственно соединить с движущими осями тепловоза, то двигатель нельзя будет запустить под нагрузкой и трогание такого локомотива будет затруднено. Кроме того, частота вращения вала дизеля, а следовательно, и его мощность будут пропорциональны скорости движения тепловоза, Поэтому полная мощность дизеля может быть получена лишь при максимальной скорости.
Передача позволяет обеспечить трогание тепловоза с места и реализацию полной мощности дизеля — она может быть электрической, механической или гидравлической.
К вспомогательному оборудованию относятся топливная система, системы смазки и охлаждения и др.
Экипаж состоит из следующих узлов: рамы тепловоза с кузовом, колесных пар с буксами и рессорного подвешивания. У большинства тепловозов рама опирается на две трехосные тележки через восемь боковых опор. В средней части главной рамы расположена дизель-генераторная установка, которая имеет поддизельную раму, служащую картером дизеля. Основные параметры тепловозов даны в табл. 15.
Таблица 15
* Г — грузовой П — пассажирский М — маневровый ** Числитель — в грузовом, знаменатель — в пассажирском движении *** Числитель —в режиме маневровой работы, знаменатель — в режиме поездной работы
На главной раме, представляющей собой жесткую и прочную сварную конструкцию, разіѵ^ещается кабина, кузов, силовое и вспомогательное оборудование тепловоза. Тележки имеют раму, опоры, буксы, колесные пары, рессорное подвешивание и тормозное оборудование (рис. 107). Получили распространение унифицированные тележки с улучшенным рессорным подвешиванием.
С размещением оборудования на тепловозе познакомимся на примере тепловоза 2ТЭ10В, который создан на базе серийного магистрального тепловоза 2ТЭ10Л с высокой степенью унификации узлов (рис 108).
Рис. 106. Тепловоз 2ТЭ10В
Рис. 107. Тележка тепловоза 2ТЭ10В:
1, 4 — боковины; 2— кожух; 3—моторно-осевой подшипник; 5 — буксовый узел; 6 — гКитель колебаний; 7 — опорно-возвращающее устройство; 8 — колесным центр; 9 — бандаж; 10 — шкворневая балка; 11 — подвеска; 12 — комплект пружин; 13 — тяга, 14 — кронштейн; 15 — рычажная передача тормоза'; 16 — буксовый поводок; 17 — тормозной цилиндр; 18 — кронштейн подвески тяговых электродвигателей; 19 — концевая балка
Тепловоз 2ТЭ10В двухсекционный, т. е. состоит из двух соединенных между собой автосцепкой одинаковых секций, управляемых с одного поста. Рама 21 каждой секции опирается на две трехосные тележки 22 с роликовыми буксами.
В средней части кузова размещается дизель 10 с тяговым генератором 9. Валы дизеля и генератора соединены полужесткой пластинчатой муфтой.
На переднем конце секции расположена кабина машиниста, в которой установлены пульт управления 1 с контроллером и контрольно-измерительными приборами, автоматическая локомотивная сигнализация о автостопом и локомотивным светофором, радиостанция и другое вспомогательное оборудование. Кабина машиниста оборудована шумоизоляцией. Сзади кабины размещаются две аппаратные камеры 27, в которых установлены реверсор для изменения направления движения тепловоза, различные реле, регуляторы и другая электроаппаратура.
Холодильник 18, служащий для охлаждения циркулирующих в системе дизеля смазки и воды, расположен в задней части секции тепловоза.
С правой и левой стороны дизеля находится аккумуляторная батарея 42, предназначенная для пуска дизеля, питания цепей управления и освещения. Под главной рамой подвешен топливный бак 23